Хочу познакомить Вас с достаточно новым направлением психологии и психотерапии, которое появилось в нашей стране чуть более пятнадцати лет назад – это танцевально-двигательная терапия.
Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) — существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем и в Европе. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
В настоящее время в современной цивилизации во многом утеряно изначальное предназначение танца как это было в древних общинах, где танец был неотъемлемым атрибутом. У первобытных людей еще до появления языка — движения, жесты были средством коммуникации.
И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальный способ выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способ передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса: «Из какого ты племени?» спрашивают: «Какой танец ты исполняешь?» Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка и пр.), военные походы.
Именно в танце человек передавал свое отношение к неведомому и непознанному, к природе, выражал свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого — не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.
Начало прошлого века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Айседора Дункан. Она была неповторима как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Основание новых танцевальных форм, танцевальной педагогики связано с такими именами как Рудольф фон Лабан, который привнес в танец различные категории движения: пространство, время, вес, течение. Мери Вигман которая стала основоположницей танцевального экспрессионизма, она привнесла в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию. Нельзя не упомянуть в этой связи и Мэриан Чейс, ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее ученики раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой.
И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу как к форме элитного искусства возвращает ему его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем. Ведь тело — это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.
В нашей культуре подразумевается, что танец – это либо профессиональное искусство, либо бесполезное развлечение. Вместе с тем у многих людей есть мечта о свободном творческом выражении себя в движении. Когда люди начинают танцевать, свободно двигаться, танец становится тропой в область нереализованных ценностей, желаний, невыраженных чувств.
В ТДТ не ставится задача на воспроизведение известных танцевальных форм и стилей, здесь все движения носят свободный во многом импровизационный характер. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности, что является основной целью танцевально-двигательной терапии.
Многолетний опыт проведения тренингов ТДТ, привел меня к созданию психотехники, которая получила название: «Трансовый танец» — это поток ни чем не ограниченных танцевальных и не только танцевальных движений, совершаемых под специальным образом подобранную для данной техники музыку. Кроме того во время танца участники используют специфические ритмы дыхания, различные, в зависимости от ритма звучащей музыки. Танцующие выражают себя максимально полно, через аутентичный танец, либо в какие-то моменты взаимодействуя с другими участниками. Каждая следующая секунда таит в себе неизвестность и позволяет сделать массу новых открытий себя, своих возможностей, других людей, окружающего мира.
С уважением,
Александр Лавров.
Другие статьи
Я что псих, чтоб к психологу ходить? Статья с Интернет портала vbelgorode.com Автор Татьяна Григорьева »Да что он может посоветовать незнакомому человеку? И как это я приду к нему и буду откровенно рассказывать о своих проблемах? Лучше поплачусь подружке» – такие доводы обычно можно услышать от наших граждан, когда им советуют сходить к психологу. А …
Снимите с меня венец безбрачия! Женщины часто обращаются к магам, надеясь решить проблемы личного характера, но в итоге получают лишь новые неприятности. Сколько бы не говорили о том, что посещение колдунов и гадалок приводит, в лучшем случае, к потере денег и времени, а в худшем — к усугублению ситуации, клиентов у гадалок меньше не становится. …
Как помочь человеку, если у него горе? Наше общество приучено обходить стороной горе и потерю, отводить глаза от горюющих, многие не знают, как помочь близкому, переживающему утрату. И, когда это происходит рядом с нами, мы оказываемся бессильными и беспомощными, при всем желании облегчить боль потери близкому, помочь ему в горе. Приходилось ли Вам видеть, как …