Психологический тренинговый центр Александра Лаврова

Выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель, основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх считал, что психологические проблемы – следствие застоя в организме биологической (сексуальной) энергии. Подобный застой приводит к появлению соответствующих энергетических блоков (зажимов) в мышцах. Это напряжение, становясь хроническим, еще сильнее подавляет свободное движение энергетических потоков. Рано или поздно оно приводит к образованию «мышечного панциря», что создает благоприятную почву для развития невротического характера, так как подавляется естественная эмоциональная деятельность человека.

Проводя день за днем, год за годом в подобном корсете, человек становиться все более и более «тяжелым», он скован тем грузом эмоций, что таскает на себе в виде своеобразной одежды, панциря. В итоге человек перестает замечать свою скованность и безжизненность, теряет живой интерес к жизни и полностью перемещается в голову, где проводит всю свою жизнь.

Райх ввел в психотерапию понятие «броня» характера, которая проявляется на всех уровнях человеческого поведения: в речи, жестах, позах, телесных привычках, мимике лица, стереотипах поведения, способах общения и т.п. «Броня» блокирует тревогу и не нашедшую выход энергию, цена этого — обеднение личности, потеря естественной эмоциональности, невозможность получать наслаждение от жизни и работы.

Каков механизм образования блоков, зажимов и как следствие «мышечного панциря»? Практика показывает, что «корни» вышеуказанных проблем зачастую уходят в раннее детство. Ребенок, который растет в доме, где выражения гнева просто не терпят и не разрешают, учится не выражать гнев для того, чтобы завоевать расположение родителей. Блокируя чувства и сдерживая энергию, ребенок постепенно становится энергетическим и эмоциональным калекой. Каждый раз, когда этот ребенок злится, его могут закрывать в его комнате, бить, кричать на него или же родители могут унижать его словесно. Следовательно, та любовь со стороны родителей, в которой он нуждается, исчезает. Он быстро понимает, что если он хочет их любви и расположения, он должен найти способ не злиться или, по крайней мере, не выказывать это чувство. Он становится скованным, напряженным и неестественным.

Родители, которые постоянно ругаются или родители, которые бьют или запугивают ребенка, создают в нем связку страх-вина, которая может существовать всю его жизнь. Такой ребенок поневоле будет большую часть времени находиться в страхе или даже ужасе. Страх создает невероятный стресс, как психологический, так и физиологический, в такой атмосфере абсолютно невозможно жить и чувствовать эти эмоции. Для ребенка становится необходимым найти способы блокировать переживание таких чувств, чтобы существовать, сохраняя относительно здоровую психику. То же самое происходит с ребенком, который постоянно подвергается ситуациям, которые причиняют ему боль, психологически или физически. Он находит способы убивать свои чувства, чтобы не чувствовать эту боль.

Неприемлемыми оказываются не только негативные эмоции. Дети прыгают и бегают и производят много шума, что является естественным откликом той живости и удовольствия, которые они чувствуют в своих телах и всем своем существе. Детям всегда говорят успокоиться, вести себя тихо, сидеть спокойно или сдерживать как-нибудь по-другому этот перехлестывающий через края поток радости и возбуждения. Они находят способ уменьшать телесные ощущения, сдерживая свое дыхание и напрягая тело, чтобы не быть причиной расстроенных чувств своих родителей, учителей и других людей из того подавленного общества, в котором они живут.

И, похоже, самое сильное табу направлено против тех ручейков потока естественного удовольствия, с которым все мы рождены; желание прикасаться, желание того, чтобы прикасались к тебе, желание ощущать чувственное наслаждение наших собственных тел, таять и растворяться в другом, раскованно выражая нашу сексуальность. Именно наша сексуальность, больше чем любое другое выражение нашей энергии, подавлена и «вывернута наизнанку» нашими обусловленностями. Наши тела учатся говорить «нет» этому потоку, а наши умы контролируют, подавляют и разрушают величайший естественный дар, данный нам существованием.

Когда ребенок переживает эмоциональную боль, которую он воспринимает, как слишком большую для того, чтобы ее терпеть, он будет пытаться не чувствовать ее. Блокируя плач, ребенок отделяет себя от переживания боли. Дыхание становится менее глубоким, чувства и эмоции уменьшаются, движения почти останавливается, и вся энергия сжимается, когда наступает оцепенение. Блокирование боли это то же, что и блокирование плача, потому что, если человек позволяет себе плакать, значит, он может себе позволить чувство печали, горя, боли. И у гнева и у страха энергия направлена: гнев направлен наружу, а страх – внутрь. Во время блокирования боли сокращается и естественное движение биологической энергии, а весь организм чувствует все меньше и меньше и становится тупее и мертвее.

Для расслабления телесной «брони» Вильгельм Райх разработал ряд техник позволяющих довести тело до состояния полного изнеможения и, в моменты когда уже совершенно нет возможности удерживать напряжение – как следствие расслабляются и те, давно забытые зажимы, блоки. И тогда, возможно впервые, человек ощущает себя живым, свободным… Он может спросить потом: как раньше я мог жить и не замечать этого? Суть данных психотехник в том, что повышая заряд энергии посредством ритмичного дыхания, а также статических положений тела и специфических движений, получаем эффект увеличения напряжения мышц, так как мускулатуре приходится напрягаться еще больше, чтобы удержать блок. Когда заряд становится слишком сильным для того, чтобы его могла удержать мускулатура, энергия спонтанно высвобождается в форме эмоционального выброса, который может включать в себя движения тела, звуки и выражение чувств. Как следствие энергетического высвобождения, мускулатура (которая больше не напряжена и не удерживает блок) приходит в состояние расслабления.

Необходимо заметить, что в арсенале телесно-ориентированной терапии достаточно много техник и кроме выше описанных «катарсических», существуют техники построенные по принципу «телесной гомеопатии». Это тонкие, мягкие, медленные движения и манипуляции с телом, также приводящие к высвобождению подавленной энергии и как результат глубокому расслаблению.

Основная идея телесно-ориентированной терапии состоит в неотделимости тела от сознания – известно, что все наши психологические проблемы имеют свои аналоги в нашем физическом теле. Работа с телом по принципу обратной связи позволяет проводить коррекцию психологических проблем человека, что приближает его к первичной природе и помогает ослабить отчужденность, испытываемую большинством людей.

С уважением,

Александр Лавров

Другие статьи

Как меня все достало!!!

Я что псих, чтоб к психологу ходить?

Снимите с меня венец безбрачия!

Как помочь человеку, если у него горе?