Психологический тренинговый центр Александра Лаврова

А.Ю. Лавров

В статье рассматриваются философские основания психотехнологии трансформации реальности (трансреал), направленной на освобождение от психологических проблем, психосоматических заболеваний, различных зависимостей. Несмотря на то, что на сегодняшний день этот и подобные ему методы не получили строгого научного обоснования, они дают практический результат и успешно используются в психотерапевтической деятельности.

Человек является особым объектом с точки зрения научного изучения. Как отмечает в диссертационном исследовании Р.К. Стерледев, изучение человека возможно с двояких позиций. С позиции первого подхода человек рассматривается как целое, как относительно автономное от природы образование, функционирующее по своим собственным специфическим социальным законам.

С точки зрения другого подхода человек изучается как часть более сложного целого. Причем «в последнее время наметилось понимание того факта, что рассмотрение человека как части некоего целого является более глубоким и фундаментальным, чем изучение человека с позиций первого подхода, то есть как целого» [8, C.3]. При этом взаимосвязь человека с более сложным целым можно рассматривать через понятие трансцендентного, которое представляет собой то, что находится за границами сознания.  В измененном состоянии сознания человек может взаимодействовать с запредельным и трансформировать окружающую реальность.

Это коррелирует как с античной и восточной философией, с философией русского космизма, так и с некоторыми современными концепциями, которые рассматривают сознание человека как составляющую часть информационного поля Вселенной.

Так, в индийской философии считается, что человек «при помощи своей духовной сути может контролировать материальную суть и управлять ею» [1, C.30]. В китайской философии даосизма микро и макрокосм тождественны друг другу и главными нравственными заповедями индивидов является  следование законам Космоса.

Согласно представлениям античной философии, «человек, обладающий истинным знанием, наделен и добродетелью. Истинное знание, с точки зрения древних, есть не адекватное отражение мира, а идея, которая позволяет «схватить» мир посредством мысли» [7, C.12-13]. В этом случае человек начинает понимать, что происходит на глубинных уровнях бытия, видит свое место в нем и за счет постижения информации трансформирует проблему в позитив. Согласно Платону, человек в своей деятельности должен их открыть, осмыслить и превратить внешнее во внутреннее, что достигается великими трудами. Неразумной душе объективный закон не представлен. Ее внутренние идеи как бы, не связаны с внешними вещами и возникают самопроизвольно, вызванные неизвестными причинами и побуждениями. Поэтому достижение соответствия субъективного и объективного ей почти недоступно. Отсюда и проблемы.

В исследовании Н.В. Башковой русский космизм рассматривается не просто в связи с эволюцией, а в связи с качественным преображением человека. При этом «авторская концепция полагает преображение как важнейшую ценностно-антропологическую категорию русского космизма, интегрирующую религиозно-образное, метафизическое и научно-философское содержание в целостное представление о глубинной трансформации человеческой природы, имеющей космоэволюционную сущность» [2].

Наиболее показательной из современных в этом отношении является холотропная модель сознания, разработанная в рамках трансперсональной психологии С. Гроффом в середине ХХ века.

Как считает С. Грофф, у человека существует так называемый¸ «трансперсональный уровень, выходящий далеко за пределы обычных ограничений нашего тела и эго. Этот уровень представляет собой прямую связь между индивидуальной психикой, юнговским коллективным бессознательным и Вселенной в целом» [5]. В холотропной модели сознания человек имеет бесконечное поле сознания, которое соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем; память может существовать без биофизического материального субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной и в каждом человеке есть всё [4]. Как отмечает И.А. Герасимова, «модель Грофа прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне-физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться)» [3]. Здесь напрямую видна связь с трансцендентным, лежащим за пределами обычного человеческого сознания. Как замечает Р.К. Стерледев, человек живет в пределах определенного материального мира, но не в пределах всей материи как целого. И за его пределами «могут существовать и другие типы материальной реальности, с которыми человек не может взаимодействовать в силу того, что он замкнут в своей реальности, а «его» реальность и «соседняя» реальность могут не взаимодействовать или слабо взаимодействовать между собой. Эта онтологическая данность и включенный в нее человек образуют онтологическую основу имманентного. Человек состоит из элементов этой онтологической данности, в силу чего она дается ему в его ощущениях или показаниях приборов, с их помощью он расширяет свой круг познания. Также можно изучать только то, что находится в пределах сферы онтологической данности человека или имманентного. Все остальное богатство мира выступает для него как трансцендентное» [8, C.17]. Холотропная модель сознания как раз и рассматривает человека, включенного в этот мир, постижение которого возможно только в особых  состояниях сознания, когда человеку «раскрывается» вся суть бытия.

На основании данной модели был разработан метод, получивший название «Трансреал», что означает трансформация реальности.

В данном методе не используется гипноз, а также другие методы внушения и воздействия на психику человека. В «Трансреале» осуществляется поиск причины возникновения проблемной ситуации, в глубинах сознания и подсознания, с последующей трансформацией негативного психотравмирующего опыта в позитивный опыт. Трансформация проблемы осуществляется самим клиентом, психолог лишь «ведет» клиента к разрешению его проблемы. Как правило, клиент представляет её в виде некоего образа и работает с ним, изменяя свое отношение к проблеме. Картина реальности становится гораздо более приемлемой для данного человека, поскольку снимается тяжелый груз прошлого, даже если человек его не помнил или не осознавал. Повышается энергетический потенциал человека, за счет высвобождения большого количества ранее заблокированной энергии. Происходят позитивные изменения во всех сферах жизни человека: физической, нравственной, духовной. Таким образом, можно сказать, что психотехнология: «Трансреал» – это способ изменения существующей реальности каждого человека в лучшую сторону. Благодаря переменам происходящим «здесь и сейчас», мы меняем свое настоящее, прошлое и будущее!

«Трансреал» – это всегда индивидуальная работа психолога с клиентом. В процессе сеанса решаются вопросы, связанные

– с различными психологическими проблемами: (страхи, депрессии, неврозы, комплексы, немотивированная агрессия, неумение радоваться жизни, проблемы отношений и т.д.);

 – с психосоматическими заболеваниями: заболеваниями, возникшими в результате ранее пережитых стрессовых ситуаций.  Как говорят в народе, это те заболевания, которые появляются “на нервной почве”. Наиболее известные из них: бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двеннадцатиперстной кишки, неспецифический язвенный колит, гипертоническая болезнь, мигрень, сахарный диабет, вегето-сосудистая дистония, ревматоидный артрит, крапивница, нейродермит, псориаз, многие сексуальные расстройства.

 – с зависимостями: (алкоголизм, табакокурение, переедание, игромания).

В течение семнадцати лет работы по данной методике оказана помощь сотням клиентов. Один из них описывает свой опыт следующим образом: «Я очень долго боролась с вредной привычкой, оставшейся у меня со студенческих лет – курением. После нескольких срывов, я прошла сеанс «Трансреала». С тех прошло уже около года как я не курю и не испытываю тяги к сигаретам. Помню, как в процессе сеанса моя проблема превратилась в серебряный свет, после чего я почувствовала огромное облегчение. После сеанса выяснилось, что у меня было чувство вины из-за курения, я знала, что это плохо, но сделать ничего не могла».

Еще несколько лет назад сознание человека рассматривалось как “идеальное отражение материального мира”. Многие ученые до сих пор с опаской относятся к проявлениям психики человека, считая эксперименты в данной области ненаучными, поскольку в них не наблюдается строгой повторяемости. Но ведь, если не показывает телевизор, мы не сомневаемся в законах радиотехники, а ищем неисправность в телевизионном приемнике. Человек же является такой “сложной машиной”, что учесть все его “неисправности” просто невозможно. К тому же многих вещей мы еще не знаем.

Несмотря на это, строго поставленные и научно обоснованные эксперименты, проведенные в Санкт-Петербурге во главе с ректором института точной механики и оптики профессором Г.Н. Дульневым и в Московском Высшем Техническом Училище, показывают, что мозг оперирует качественно новым видом материи. Психика человека, создавая свое пространство-время, может взаимодействовать с физическим пространством-временем, что приводит к паранормальным и экстрасенсорным явлениям, которые при таком подходе находят рациональное научное обоснование. [6, C.169].

Задача, стоящая перед современной наукой, состоит в том, чтобы выявить возможности углубленного изучения этого вида материи, особенностей его пространственно-временных форм и связей с известными полями и явлениями, что, в свою очередь, позволит объяснить многие психотерапевтические эффекты и подведет научную базу под трансформацию реальности, окружающей человека.

Список литературы:

  1. Антонов Е.А. История философии. Курс лекций [Текст] / Е.А. Антонов – Белгород, ОНиРИО БЮИ МВД России, 2000.
  2. Башкова, Н.В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э. Циолковский) [Электронный ресурс] / Дис. … канд. филос. наук, Тула. – 2004. – http://cosmizm.ru/c409. – (12 января 2012).
  3. Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога [Электронный ресурс] / И.А. Герасимова ─ http://evolsoznanie. narod.ru/Gerasimova_soznanie_mezhdistsiplinarnost.htm (11 августа 2010).
  4. Грофф С. За пределами мозга. [Текст] / С. Грофф – М.: Издательство Трансперсонального Института. 1993.
  5. Грофф, С. Холотропное сознание [Электронный ресурс] / С. Грофф. ─ http://www.klex. ru/books/transpersonal/holotropnoe_soznanie.zip (11 августа 2010).
  6. Дубров А.П. Парапсихология и современное естествознание [Текст] / А.П. Дубров, В.Н. Пушкин. – М., 1990.
  7. Кениспаев Ж. К. Философия сознания: онтология, гносеология, праксиология [Текст] / Ж.К. Кениспаев. – Автореферат дисс. докт. филос. Наук, Барнаул, 2006.
  8. Стерледев, Р.К. Философский анализ конфликта естественнонаучных и эзотерических концепций ХХ-ХХI вв. [Текст] / Р.К. Стерледев. – Автореф.  дисс  докт. филос. наук. –  Киров, 2009.
  9. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания [Текст] / Е.А. Торчинов. – Автореферат дис… докт. филос. наук. СПб., 1993.

Другие статьи

Как меня все достало!!!

Я что псих, чтоб к психологу ходить?

Снимите с меня венец безбрачия!

Как помочь человеку, если у него горе?